Ростовщик

История

Ростовщичество было известно с древнейших времен, даже до появления денег. Первые ссуды давали и возвращали натурой — например, зерном или скотом. Не исключено, что идея «роста» ссуды появилась из практики — животное, взятое на время как тягловая сила или для молока, возвращали с естественным увеличением веса или с приплодом.

Ростовщичество было распространено в Древней Греции. Аристотель в трактате Политика (335—322 до н. э.) описывал явление взимания процентов как противное природе и основное назначение денег отводил для меновой торговли. Экономике Аристотель противопоставлял Хрематистику, к которой он причислял ростовщичество. Взгляд Аристотеля отражал мнение класса рабовладельцев, поскольку ростовщичество было одним из факторов, содействующих разложению античного общества.

Ростовщический кредит был характерен для ранних форм кредитно-денежных отношений, когда он обслуживал непроизводительные расходы феодальной знати, мелких ремесленников и крестьян. Ростовщичество было широко распространено в Европе до появления промышленного кредита и банков.

В Древней Руси и позднее в Российской Империи ростовщичество считалось аморальным, законодательно преследовалось превышение ростовщиком определённой процентной ставки. Основанием этому служили представления, что земледелие или промышленное производство увеличиваются «справедливо» за счёт труда, а деньги растут «обманом», так как ростовщик труда не прилагает. Тем не менее, православные монастыри давали ссуды под залог земли и ювелирных изделий. За кредит взимали проценты, включая сложные. Ростовщичеством занимались архиерейские дома и приходские церкви. В рост отдавался также хлеб.

«Белые» ростовщики: респектабельные конторы

Ростовщический бизнес цивилизуется наряду с банковским. Не случайно солидные бизнесмены, занимающиеся быстрыми займами под высокие проценты, обижаются, когда их называют ростовщиками: все-таки с этим словом связаны устойчивые негативные ассоциации.

Поэтому в современных условиях чаще используется куда более респектабельное определение – микрофинансовые организации, или МФО. От банков они отличаются тем, что осуществляют свою деятельность без специальной лицензии (как правило, в форме обычных ООО), выдают займы строго до 1 млн. рублей (но обычно совсем небольшие суммы – 25 000-50 000 рублей), на короткий срок и без утомительных проверок платежеспособности и занятости заемщика (решения принимаются моментально). С классическими ростовщиками МФО роднит запредельно высокий процент: как правило, займы выдаются под 100-360% годовых, и даже выше. Если сравнить со среднерыночной ставкой по потребительским кредитам (22-25%), нетрудно представить навар.

Так, взяв в одной популярной микрофинансовой организации займ в размере всего лишь 16 000 рублей сроком на 35 дней, вы должны будете вернуть почти 22 000 рублей.

Еще одно сходство с ростовщиками представители МФО приобретают при работе с просроченными долгами: методы воздействия и психологический прессинг бывают довольно жесткими. В результате перепуганные должники иной раз отдают свое имущество в счет погашения долга, хотя по закону взыскание на имущество может быть обращено только по решению суда.

Правда, наиболее известные МФО дорожат своей репутацией и постоянно подчеркивают, что работают исключительно в рамках закона, в том числе и при сборе долгов.

Согласно закону «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» № 151-ФЗ РФ от 2 июля 2010 года, такая организация имеет право осуществлять свою деятельность только после внесения сведений о себе в государственный реестр МФО.

К «белым ростовщикам» можно отнести и частные ломбарды: от МФО они отличаются тем, что дают деньги исключительно под залог вещей – автомобилей, ювелирных украшений, часов, мобильных телефонов, бытовой техники. При этом сумма займа зависит от оценочной стоимости имущества, но на руки вы получите не 100%, а лишь определенный процент – 90-95% за драгоценности, 25-60% — за бытовую технику… Проценты, конечно, тоже высоки (и чем больше оценочная стоимость, тем выше). Средняя ставка за кредит в московских ломбардах колеблется от 4,5% до 15% – но в месяц, а не в год!

Плюс ломбардного кредитования в том, что оно абсолютно легально (как и МФО), помогает быстро получить деньги без справок и проверок. Минус в том, что при невыплате займа через определенный срок, вы утратите заложенную вещь – ломбард продаст ее

Важно, что утрата залога – ваш единственный риск, ни коллекторы, ни судебные приставы к вам не придут. Кроме того, чтобы не потерять залог, его можно перезаложить: уплатить проценты, и вещь не будет отправлена на реализацию еще в течение месяца

Минус, опять-таки, что в трудной финансовой ситуации этот процесс может быть бесконечным.

Литература

  • Нуреев Р. М. // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 66—69. — 606 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.
  • Соболев М. Н. Ростовщичество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Андрей Приходько, Надежда Драгункина. О ростовщичестве и проценте // История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы. — Litres, 2015. — 290 с. — ISBN 9785457541689.
  • Кредит и кредитный рынок // Финансы и кредит / Под ред. проф. М. В. Романовского и проф. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2006. — С. 324—325. — 575 с. — ISBN 5-9692-0039-5.
  • Александр Изюмов. Жилецкие землевладения в 1632 году // Летопись Историко-родословного общества в Москве.. — 1912. — (Вып. 3 и 4.).
  • Приходо-расходные книги Азовского Предтечева монастыря. — 1699—1701. — (К характеристике монастырского быта)).
  • Иванов, Владимир Иванович. // Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в XVI—XVII веках: механизм становления крепостного права / Абышко Л. А.. — Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко, 2007. — 600 с. — ISBN 978-5-903525-09-6.
  • Лев Дмитриев. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI века. — Москва: Художественная литература, 1984. — 707 с. — (Памятники литературы Древней Руси). — 50 000 экз.
  • Ростиславов Дмитрий Иванович. Указ. соч..
  • Канторович Я. А. Основные идеи гражданского права. — Directmedia, 2013. — С. 54. — 308 с. — ISBN 9785445800798.
  • Ротбард М. Трёхстороннее вмешательство // Власть и рынок: Государство и экономика = Power and Market. Government and the Economy / Пер. с англ. Б. С. Пинскера под ред. Гр. Сапова. — Социум, 2010. — ISBN 978-5-91603-013-6.
  • Кямилев С. Х. и др. Социально-политические представления в Исламе. — М.: Институт востоковедения АН СССР, 1987. — С. 84. — 115 с.
  • Бём-Баверк, Ойген фон. Капитал и процент, 1884—1889. Глава II. Античные философы и канонисты как противники ссудного процента // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М.: Эксмо, 2009. — С. 279. — 912 с. — (Антология экономической мысли). — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-22421-0.
  • Бём-Баверк, Ойген фон. Капитал и процент, 1884—1889. Глава III. Защитники ссудного процента с XVI по XVIII век. Упадок учения канонистов // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М.: Эксмо, 2009. — С. 286. — 912 с. — (Антология экономической мысли). — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-22421-0.
  • Данте Алигьери. Ад, песнь семнадцатая, с. 34—78 // Божественная комедия / перевод Михаила Лозинского.
  • Оноре де Бальзак. Гобсек, повесть / перевод Н.И. Немчиновой.

Прибыль и риски

Сама профессия и слово «ростовщик» воспринимались обществом крайне негативно как раньше, так и сейчас. В основном это связано с тем, что ростовщик за один год мог в разы увеличить свое состояние за счет людей, попавших в неприятности и находящихся в нелегком финансовом положении. Но возможные риски этого дела достаточно велики. Начнем с того, что долг могут не вернуть по причине того, что заемщик умер или попросту сбежал. Также при сильной инфляции есть шанс не только не получить прибыль, но и понести убытки. Порой клиент оставляет залог, который не получается продать по реальной цене, например машину в аварийном состоянии. Кроме того, деятельность такая в любой момент может стать запрещенной из-за изменений в законодательстве. Так что мы разобрались с тем, кто такой ростовщик.

Что это за профессия

Профессия ростовщика на протяжении истории человечества часто была связана с болью и разбитыми судьбами. Фактически это занятие заключается в том, чтобы предоставлять деньги под оговоренный ранее процент на определённый срок. В каком-то смысле это напоминает выдачу кредита в каком-нибудь современном банке.

Хотя это выглядит похоже, но на самом деле речь идёт о разных вещах. В истории ростовщики обычно назначали условия по своей воле без каких-либо ограничений. Конечно, силой брать заём никто не заставлял, однако в некоторых сложных жизненных обстоятельствах иногда деньги могут быть очень необходимы.

Например, он мог назначить слишком большой процент, который практически невозможно было отдать. В такой ситуации ростовщик мало чем отличался от грабителя. Мог принять в уплату только деньги или вещи по бросовой цене. В таком случае он мог дёшево скупить ценные вещи должников или их недвижимость.

Банковские кредиты также предоставляются под проценты и на определённый срок. Однако проценты в значительной степени регулируются законодательством и не могут быть сделаны запредельными. При просрочках часто есть возможность достичь компромисса в выплатах. Если должник не может рассчитаться, то применяются методы, которые находятся в рамках закона.

В русском народном творчестве

Не все ростовщики в России были людьми «третьего сорта». В семнадцатом веке, например, среди успешных купцов довольно часто встречались процентщики. Они занимались торговлей, а дабы увеличить свой капитал, не гнушались и ростовщичеством. Такими русскими предпринимателями были братья Босовы. Тем не менее презрительное отношение к ростовщикам всегда имело место. Доказательством тому могут служить поговорки и пословицы, подтверждающие негативное отношение русского народа к стяжательству. В них не встречается слово «ростовщик». Но такие пословицы, как «Богат от займа не будешь», «Чужим богат не будешь», «Вор не тот, кто крадет, но и тот, кто лестницу подает» явно говорят о том, что на Руси кредиторы всеобщим уважением не пользовались.

Стоит ли обращаться к ростовщикам за деньгами

Хотя в некоторых случаях это может привести к существенным проблемам для заёмщиков, часто предоставление займа происходит в нормальных условиях и действительно может оказаться полезным.

Сейчас существует большое количество возможностей получения банковского кредита. Однако каждый раз требуется выполнение определённых условий. В частности, на принятие решения о выдаче может оказать воздействие кредитная история. Если в ней мало данных или она носит отрицательный характер, получить заёмные деньги будет невероятно сложно.

В жизни человека могут происходить события, когда деньги требуются срочно. Например, при появлении некоторых выгодных возможностей или в случае возникновения проблем (тяжёлой болезни или других подобных ситуаций).

Если для получения банковского кредита нет возможностей, то приходится искать другие возможности, в том числе обращаться к ростовщикам. Чтобы снизить риски в такой ситуации, можно сделать следующее;

Выяснить всё, что можно, о репутации ростовщика. Иногда в этом могут помочь отзывы его клиентов.
Нужно взвесить свои возможности рассчитать в срок и в полном размере

Если человек не планирует возвращать деньги, это создаст ему проблемы.
Важно подробно оговорить условия кредитования и ситуации, которые могут возникнуть.
Желательно оформлять договор письменно для того, чтобы исключить неправильные толкования и злоупотребления.

Заключать соглашение и отдавать долг рекомендуется при свидетелях, которые могут подтвердить, что расчёт произведён в полном объёме. Нужно помнить, что личные данные, переданные ростовщику, могут быть переданы третьим лицам. Поэтому необходимо минимизировать такую возможность.

Причиной, почему, несмотря на возможные риски, люди обращаются за деньгами к ростовщикам, является доступность денег. Как правило, у них не требуют справку о доходах или другие такие документы. При этом за пользование средствами берут очень большие проценты. Например можно взять на месяц 35000, а отдавать придётся 52000 руб. Такая ситуация является вполне реальной.

Заключение

Профессия ростовщика на протяжении человеческой истории обычно вызывала негативное отношение. Однако многие прибегали к их услугам. В современном мире ростовщичество по-прежнему востребовано, несмотря на обилие кредитных банковских продуктов. К ним обращаются, в основном, тогда, когда нет возможности получить деньги другим способом. Пользуясь услугами ростовщиков, нужно максимально снижать возможные риски. К ним имеет смысл обращаться только в крайних случаях.

«Что такое ростовщичество и инфляция»:

Каково отно­ше­ние к ростов­щи­че­ству в Новом Завете?

В Новом Завете тре­бо­ва­ния о любви, мило­сер­дии, состра­да­нии к ближ­нему звучат отчет­ли­вее и силь­нее, чем в Ветхом. И эти Еван­гель­ские нормы должны лежать в основе нрав­ствен­ной жизни каж­дого хри­сти­а­нина. Между тем, в сфере ростов­щи­че­ской дея­тель­но­сти нередко встре­ча­ются иску­ше­ния. И далеко не каждый заи­мо­да­вец готов Христа ради с ними бороться. Слу­ча­ется, что Еван­гель­ские пра­вила и вовсе вытес­ня­ются ком­мер­че­скими. Но всё же, это явля­ется исклю­че­нием, а не общим поряд­ком вещей. Ком­мер­че­ская дея­тель­ность Еван­ге­лием не запре­щена.

Более того, Хри­стос не раз при­бе­гал к при­ме­рам из обла­сти ком­мер­че­ских отно­ше­ний для объ­яс­не­ния высших Еван­гель­ских истин. А в одной из Своих притч Он прямо гово­рит о ростов­щи­че­стве. В этом сюжете рабы, выгодно рас­по­ря­див­ши­еся сереб­ром, вве­рен­ным им гос­по­ди­ном, и при­умно­жив­шие через это его состо­я­ние, названы доб­рыми и вер­ными (Мф.25:21–23). Другой же раб, не исполь­зо­вав­ший серебро и вер­нув­ший его без избытка, был обли­чён: «лука­вый раб и лени­вый! …над­ле­жало тебе отдать серебро мое тор­гу­ю­щим, и я, придя, полу­чил бы мое с при­бы­лью» (Мф. 25:27).

Конечно же, цель этой притчи заклю­ча­ется не в том, чтобы при­вить чело­веку страсть к ростов­щи­че­ству. В отно­ше­нии среб­ро­лю­бия Гос­подь выра­жался доста­точно резко: «не можете слу­жить Богу и мам­моне» (Мф. 6:24). Однако сам факт того, что Хри­стос упо­ми­нает о ростов­щи­че­стве без осуж­де­ния, харак­те­ри­зует его как допу­сти­мое.

Другое дело, что ростов­щи­че­ство ростов­щи­че­ству — рознь. Зло­упо­треб­ле­ния в этой обла­сти пре­се­ка­лись даже и в Ветхом Завете. Тем более к ним не должны при­сту­пать после­до­ва­тели Гос­пода Иисуса Христа.

Значение слова ростовщик

Ростовщичество как явление зародилось до изобретения денег. Во времена натурального обмена ростовщики давали в долг материальные ценности, например, скот или зерно. Должник обязан был с избытком вернуть то, что взял.

Часто должники не могли выполнить взятые на себя обязательства. Это приводило к разорению семьи и даже к продаже должника в рабство. Способы возврата долга не ограничивались. Иногда ростовщики требовали с должников даже больше, чем было оговорено изначально.

Во многих языках закрепилось негативное значение слова ростовщик. Хотя согласно словарю, ростовщик — это человек, который дает в долг под высокий процент. Подобная деятельность не является преступлением, хотя осуждается обществом. Во всех мировых религиях жадность и ростовщичество считается грехом.

В современном мире ростовщик — это не обязательно частный кредитор. Заниматься подобной деятельностью может и юридическое лицо (компания). Ростовщичеством можно назвать работу микрофинансовых финансовых организаций, которые выдают кредиты под высокие проценты.

Сейчас получить кредит у ростовщика можно, подав онлайн заявку. У современных ростовщиков должна быть регистрация и лицензия, которая разрешает выдавать деньги под залог. Требования распространяются и на организации, и на частных кредиторов.

Но человек, который не зарабатывает на массовом кредитовании, ростовщиком не является. Один раз дать деньги в долг под расписку можно без лицензии.

Ростовщичество в современном мире

Выдача денежных сумм в долг разрешена законодательством. В таких случаях не предусмотрены жёсткие рамки поведения, подобные тем, которые применяются для банковских учреждений.

В их работе существуют такие особенности:

  1. Письменная форма договора соблюдается не всегда. Договорённость о сроках и процентах может быть сделана устно.
  2. Частные кредиторы нуждаются в применении средств, которые сделают возврат долга обязательным. Хотя официально они могут сделать не так много, они могут применять различные нестандартные способы убеждения. Например, им никто не мешает регулярно звонить с напоминаниями, оповещать о долге коллег на рабочем месте, соседей или родственников.
  3. Если деньги были выданы под залог, то ростовщик в случае невозвращения денег получит доход от его продажи.

В своей работе современные ростовщики могут сталкиваться с такими проблемами:

  1. В этой среде весьма вероятны попытки не вернуть средства. В этих случаях могут применяться угрозы и запугивания. Такие методы воздействия со стороны ростовщика являются незаконными, но в реальной жизни они встречаются.
  2. Имущество в качестве залога кредитор принимает на свой страх и риск. Не исключена ситуация, когда оно могло оказаться некачественным.
  3. В законодательстве возможны изменения, которые осложнят работу частным кредиторам или сделают её невозможной.

Хотя иногда считается, что деятельность современных ростовщиков незаконна, тем не менее это не всегда соответствует действительности.

Сейчас роль ростовщиков преимущественно выполняют микрофинансовые организации. Законодательный контроль над ними является менее строгим, чем над банками. Например, не контролируется предельная величина годовых процентных ставок. Если в банках они редко превышают 25%, то в МФО они могут превышать 500%. Эти организации представляют собой общества с ограниченной ответственности. Для возвращения долгов они имеют возможность обращаться в суд.

Аналогичной деятельностью занимаются ломбарды. Они выдают деньги под залог предоставленных им ценных вещей. При этом делается предварительная оценка. Сумма должна превышать ту, которую получает человек вместе с процентами. Нередки ситуации, когда оценочную стоимость вещей занижают. Это один из способов увеличения дохода ломбарда. В их деятельности нет необходимости обращаться в суд или обращаться к коллекторам. При невыплате долга для возмещения расходов и получения прибыли им достаточно продать оставленные в залог вещи.

Частные кредиторы редко прибегают к помощи рекламы. Это частные лица, предоставляющие определённую сумму в долг по правилам, изложенным в Гражданском Кодексе РФ. Они имеют право требовать процент за пользование деньгами или применять залоги в своей деятельности.

История

На Западе ломбард существовал в Древней Греческой и Римской империях. Самый современный Западный закон по этому поводу происходит из римской юриспруденции. По мере того как империя распространяла свою культуру, с ней шел и ломбард. Точно так же на Востоке бизнес-модель существовала в Китае 1500 лет назад в Буддийские монастыри ничем не отличается от сегодняшнего дня, на протяжении веков, строго регулируемых имперскими или другими властями.

Современная витрина ломбарда.

Несмотря на ранние Римская католическая церковь запреты на зарядку интерес на займы, есть некоторые свидетельства того, что Францисканцы разрешили начать практику как помощь бедным. В 1338 году Эдуард III заложил свои драгоценности, чтобы собрать деньги на войну с Францией. Король Генрих V сделал то же самое в 1415 году. Лангобарды не были популярным классом, и Генрих VII изводил их изрядно. В 1603 г. Закон против брокеров был принят и оставался в книге статутов до 1872 года. Он был нацелен на многих брокеров, торгующих контрафактными товарами в Лондоне. Этот тип брокера, очевидно, рассматривался как изгородь.

Обеспечительное кредитное общество Нью-Йорка, благотворительный ростовщик

Крестоносцы, преимущественно во Франции, передавали свои земельные владения монастырям и епархии для получения средств на снабжение, снаряжение и транспортировку своих армий в Святую Землю. Вместо полного погашения Церковь получала определенную сумму урожая за определенное количество сезонов, которую можно дополнительно обменять на какой-либо вид капитала.

Ломбард также может быть благотворительным. В 1450 году Барнаба Манассей, а Францисканский монах, начал движение Монте ди Пьета в Перуджа, Италия. Финансовая помощь предоставлялась в виде беспроцентных ссуд, обеспеченных предметами залога. Вместо процентов Монте ди Пьета призвал заемщиков делать пожертвования в пользу Церковь. Он распространился по Италии, затем в другие части Европы. Первая организация Монте де Пьедад в Испании была основана в Мадрид, и оттуда идея была перенесена в Новая Испания Педро Ромеро де Террерос, граф Санта-Мария-де-Регла и Рыцарь Калатравы. В Насьональ Монте-де-Пьедад это благотворительное учреждение и ломбард, главный офис которого находится недалеко от Zócalo, или главная площадь Мехико. Он был основан между 1774 и 1777 годами. Педро Ромеро де Террерос как часть движения по предоставлению беспроцентных займов или ссуд под низкий процент бедным. В 1927 году правительство Мексики признало его национальной благотворительной организацией. Сегодня это быстрорастущее учреждение с более чем 152 филиалами по всей Мексике и планами по открытию филиалов в каждом мексиканском городе.

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Ростовщичество не то чтобы просто осуждается Церковью. Его однозначно и ясно запрещает Священное Писание. Так, уже в Пятикнижии мы находим вполне конкретное наставление: «не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор. 23:19). Также у пророка Иезекииля, ростовщичество упоминается в числе вещей, являющихся мерзостью в очах Господних: «…разбойник, проливающий кровь… на горах ест жертвенное, жену ближнего оскверняет, бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость, в рост даёт и берёт лихву» (Иез. 18:11–13). Так что Церковь в своём неприятии ростовщичества опирается ни много ни мало на повеление Божие.

Конкретно это означает, что христианин не имеет права давать деньги в долг под проценты. Ни больше ни меньше. Объяснение этому запрету столь же простое, сколь и сам запрет. Выгода от дачи денег в рост – это всегда заработок на другом человеке. Однако не это плохо: если бы Писание запрещало нам зарабатывать на ближнем, в нём бы и торговля была запрещена. Между тем, к честной торговле Библия относится вполне нормально. «Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Притч. 11:1) читаем мы в Притчах Соломоновых. Всё дело в том, что деньги в долг от хорошей жизни не берут. Одалживаются те, кто попал с тяжёлое положение, те, кого постигла беда, те, у кого неожиданно появилась необходимость помочь близкому человеку. Иногда, конечно, влезают в долги и по другим поводам: например, деньги могут быть нужны для расширения собственного дела или для того, чтобы вложиться в выгодное предложение. Довести до долгов может и грех: всем известны ситуации, когда безнадёжными должниками становятся отъявленные лентяи, неисправимые игроки, алко- или наркозависимые люди. То есть в долги обычно влезают если не от трудности, то по глупости. Не даром ведь Христос ставит, по сути, на одну ступень просящего и хотящего занять, повелевая и первому дать, и от второго не отвращаться (Мф. 5:42). Итак, дающий деньги в рост зарабатывает либо на чужой беде, либо на чужой трудности, либо на чужой глупости. С точки же зрения Евангелия уязвимому человеку следует помочь. Точнее даже, христианин не может не помочь тому, кто в помощи нуждается. Поэтому дать в долг – значит оказать милость. То есть и ближнему помочь, и душе своей пользу принести. Пытаться же заработать на том, кто находится в трудной ситуации, – безнравственно и греховно. Поэтому Церковь и смотрит на ростовщичество крайне отрицательно.

А теперь давайте разберёмся с банковским депозитом. Кладя деньги на деопзитный счёт, человек знает, что на данную сумму с течением времени будут начисляться проценты прибыли. С одной стороны, такой доход не стоит никакого труда, с другой – процент прибыли невелик, поэтому, если на депозитном счету лежит не несколько миллионов, то прибыль в данном случае – скорее мелкая приятность, нежели серьёзный доход. Итак, даём ли мы кому-то в долг, кладя деньги на депозит? Однозначно нет. Мы даём деньги банку на хранение. Да, банк этими деньгами может распоряжаться, за счёт чего нам, собственно, и платится процент, но, когда мы изъявляем желание снять деньги частично или полностью, мы получаем их назад. В некотором роде банковская деятельность в этом отношении похожа на то, чем должны были заниматься рабы в притче о талантах (Мф. 25:14–30). Господин поручил им пустить в оборот оставленные на хранение деньги, чтобы получить с этого прибыль. Как известно, единственный, кто оказался осуждённым в этой притчи, стал раб, отказавшийся из страха рисковать деньгами господина и спрятавший их, чтобы потом в целости, но без прибыли вернуть. Если Сам Господь рассуждает о подобной операции как о норме и даже употребляет её как образ в притче, то едва ли можно полагать, что в Его глазах подобное предосудительно. Так за что же тогда осуждать владельца депозитного счёта? Он ни на чьей беде не наживается, не пользуется ни чьим уязвимым положением, не выгадывает ни на чьей немощи.

Итак, никакого отношения к ростовщичеству депозит в банке не имеет и в открытии депозитного счёта нет ни малейшего греха. Следовательно, осуждение, с которым и Писание, и Церковь относятся к ростовщичеству, никоим образом не касается ни депозитов, ни их обладателей.

Малайзия и Сингапур

Брошюра А Лонг найдена в ручке двери автомобиля в Малайзии

Ай лонг (получено из Кантонский фраза «大 耳 窿» («большая дыра в ухе») — это разговорный термин, обозначающий незаконных ростовщиков в Малайзия и Сингапур. Они ссужают деньги людям, которые не могут получить ссуды в банках или других легальных источниках, в основном нацеливаясь на обычных игроков. Часто они скрытно размещают объявления, наклеивая объявления, в основном на фонарных столбах и хозяйственных ящиках по соседству, тем самым разрушая общественную собственность, поскольку власти должны удалить такую ​​рекламу. По данным Добровольной организации по борьбе с преступностью, наркотиками и социальному развитию, они взимают высокие процентные ставки (обычно около 40% в месяц / две недели). и часто угрожают насилием (и применяют его) по отношению к тем, кто не платит вовремя.

Ай лонг тактика

Когда человек не платит вовремя, Ай лонг поджигает, распыляет краску, брызгает или пишет угрозы краской или фломастерами на стенах собственности этого человека в качестве угрозы насилия и для того, чтобы напугать и, возможно, стыдить заемщика, чтобы он погасил ссуду. Обычно в живописи используются символы «O $ P $», означающие «должен деньги, платить деньги», а также номер единицы должника. По данным местных полицейских властей, были случаи, когда заемщиков и членов их семей избивали, повреждали или уничтожали их имущество, а некоторые жертвы покончили жизнь самоубийством.